История

 

 

Выброс радионуклидов

26 апреля 1986 года на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции в бывшей Украинской Республике Союза Советских Социалистических Республик, недалеко от нынешних границ Беларуси, Российской Федерации и Украины произошла наиболее серьезная авария в истории ядерной промышленности. Реактор был разрушен, и в течение последующих девяти дней произошли значительные выбросы радиоактивных материалов в окружающую среду.

Суммарная активность всего радиоактивного материала, выброшенного во время аварии, составляет согласно оценкам, около 1,2 х 1019 Бк, включая около 7 х 1018 Бк активности инертных газов. В выбросах содержалось около 3 % топлива, находившегося в реакторе во время аварии, а также до 100% инертных газов и 20-60% летучих радионуклидов. Эта современная оценка активности на момент выброса превышает оценку активности, предложенную в 1986 году компетентными органами бывшего СССР, которая была сделана в пересчете на 6 мая 1986 года.

Радионуклидный состав материала, выброшенного во время аварии, являлся сложным. Наибольшее значение с радиологической точки зрения имеют радиоактивные изотопы йода и цезия: изотопы йода, имеющие короткий период полураспада, оказывали наибольшее радиационное воздействие в начальный период аварии; изотопы цезия и стронция, периоды полураспада которых составляют десятки лет, будут оказывать большее радиационное воздействие в последующий период. Оценки активности количеств основных радионуклидов, содержащихся в выбросах следующие: 131I ~ 1,3-1.8* 1018 Бк; 134Cs ~ 0,05* 1018 Бк; 137Cs ~ 0,09* 1018 Бк. Эти величины соответствуют примерно 50-60% 131I, содержавшегося в активной зоне реактора в момент аварии, и около 20-60% двух радиоактивных изотопов цезия .

Содержавшиеся в выбросах в атмосферу радиоактивные вещества широко распространились в атмосфере и в конечном итоге выпали на поверхность земли. Их можно было измерить практически во всем Северном полушарии. Большая часть радиоактивности выпала в районах, прилегающих к площадке станции, причем плотность выпадения была весьма неодинаковой. Площади территорий Беларуси, России и Украины, на которых измеренные уровни активности 137Cs превышают 37 кБк* м-2 составляют, согласно оценкам, соответственно 46500 км2, 57000 км2 и 41800 км2

 

Хронология аварии

Исходное состояние блока непосредственно перед аварией на 01 ч 23 мин 26.04.1986 г. характеризовалось следующим: мощность 200 МВт (тепл.), оперативный запас реактивности 8 стержней ручного регулирования. Ни мощность реактора, ни другие параметры реакторной установки не требовали какого-либо вмешательства ни персонала, ни автоматических устройств на протяжении периода от начала испытаний (разработанного для оценки возможности использования энергии вращения турбины в случае потери внешней электроэнергии) до нажатия кнопки АЗ-5 аварийного останова реактора (01 ч 23 мин 40 с).

Движение стержней аварийной защиты и ручного регулирования, начавшееся по команде АЗ-5, вызвало значительные деформации поля энерговыделения реактора. Локальный рост энерговыделения после нажатия кнопки АЗ-5 таков, что за время порядка 5 секунд наблюдается рост суммарной мощности реактора в несколько десятков раз по сравнению с исходным.

Это привело к разрушению реакторного блока, выбросу радионуклидов из активной зоны. Потеря охлаждения остатков активной зоны создала условия для разогрева отработавшего топлива за счет остаточного энерговыделения и условий для дальнейшего выброса радионуклидов.

Поскольку все штатные системы контроля реакторного блока были разрушены, то необходимо было организовать сбор информации о состоянии разрушенной зоны, степени ее разрушения, радиационных полях, температуре.

За счет остаточного энерговыделения и горения графитовых блоков температура отработанного топлива превышала 2000 С0. В результате происходило активное диспергирование топлива и выброс радионуклидов с конвенционными потоками воздуха на высоту до 3000 м.

 

Основная причина аварии

Основной причиной аварии на Чернобыльской АЭС явилось сочетание серьезных недостатков конструкции реактора с нарушением процедур при его остановке.

Отсутствие "культуры безопасности" в ответственных организациях Советского Союза привело к неспособности исправить эти недостатки конструкции, несмотря на то, что о них было известно и до аварии.

В дополнение к этим особенностям, имеющим непосредственное отношение к причинам аварии, первоначальной конструкции станций с реакторами РБМК (легководные советские реакторы с графитовым замедлителем) были свойственны и другие недостатки. В частности, первоначальная конструкция реакторов РБМК первого поколения не обеспечивает достижения существующих в настоящее время целей безопасности. Кроме того, внимания требуют и другие недостатки, такие, как неполная защитная оболочка.

 

Первоначальные меры по реагированию

Первоначальные меры по реагированию были предприняты с целью поставить под контроль выбросы радиоактивных материалов, заняться обломками реактора, а впоследствии приступить к строительству так называемого “саркофага” для укрытия остатков активной зоны реактора, которое было завершено в ноябре 1986 года.

Для уменьшения выброса и исключения возможности возникновения самоподдерживающей цепной реакции деления (СЦРД) в развал реактора с вертолетов было сброшено около 5000 т различных материалов:

2400 т свинца (для охлаждения топлива),

40 т карбида бора (для предупреждения возникновения СЦРД),

800 т доломита (для выделения углекислого газа, уменьшения горения графита),

1800 т песка и глины (для фильтрации радиоактивного выброса).

Кроме того, для охлаждения активной зоны осуществлялась подача воды через остатки аварийных систем охлаждения.

Другая проблема срочного реагирования состояла в предотвращении прожигания опорной плиты реактора и попадания расплава в заполненные радиоактивной водой (как предполагалось) подреакторные помещения. С этой целью был проложен туннель под разрушенный реактор, была откачана вода и создана система охлаждения опорной плиты реактора жидким азотом.

В дальнейшем была проведена частичная дезактивация ближайшей территории и к ноябрю 1986 года построено уникальное сооружение “Укрытие”, которое обеспечило восстановление частичного контроля над аварийным источником.

Принятые в связи с аварией контрмеры осуществлялись с привлечением большого числа действовавших по специальному заданию работников, включая операторов станции, добровольцев из аварийных служб, таких, как пожарные и военные, а также многих людей не являвшихся квалифицированными специалистами. Всех этих людей стали называть, используя русский термин, "ликвидаторами". В течение 1986-1987 годов, когда уровень радиационного облучения был наивысшим, в районе Чернобыля работало около 200 000 "ликвидаторов". Они входили в число 600.000-800.000 человек, которые были зарегистрированы в качестве участников мероприятий по смягчению последствий аварии. Это число включает также лица, которые принимали участие в очистке после аварии (включая очистку территории вокруг реактора, сооружение саркофага, дезактивацию, строительство дорог, уничтожение и захоронение загрязненных зданий, лесов и оборудования), а также многих других людей различных профессий, которые работали на территориях, обозначенных как “загрязненные”, и получили в основном низкие дозы.

Принятые меры по локализации аварии способствовали уменьшению выброса из разрушенного реактора, и, тем не менее, активность выброса составила 1,2.1019 Бк (300 МКи), что привело к существенному радиоактивному загрязнению огромной территории, где проживают более 7 млн. человек.

 

Срочные меры по защите населения

Предварительное решение об эвакуации г. Припять, который расположен менее чем в 3 км от ЧАЭС, было принято во второй половине дня 26 апреля 1986 г., когда мощность дозы в отдельных местах города достигла нескольких мЗв/час. К 21.00 26 апреля 1986 г. в районе г. Чернобыль (12 км от г. Припять) было сосредоточено 1350 многоместных автобусов, подтянуты к г. Припять 2 железнодорожных состава и 3 теплохода. В 22.00 Минздрав СССР принял решение о необходимости экстренной эвакуации города. Полусуточный простой городских автобусов в 12 - 15 км от мощного источника радиоактивных выбросов загрязнил транспорт и привел, после его возвращения в Киев, к загрязнению города. Организованная эвакуация населения г. Припять и железнодорожной станции Янов (соответственно 49360 и 254 человека), в том числе около 17 тыс. детей и 80 лежачих больных, была проведена с 14.00 до 17.00 27 апреля 1986 года.

На основании данных аэросъемки, мобильных радиометрических лабораторий, радиометрической разведки к началу мая была в целом оценена радиационная обстановка на расстоянии до 1000 км вокруг станции. В соответствии с этим 2 мая началась и 7 мая закончилась эвакуация из ближайшей зоны. Решение об эвакуации было принято для населенных пунктов в пределах изолиний 0,05 мЗв/час, где расчетные дозы облучения за первый год после аварии могли превысить 0,1 Зв, величину установленную Министерством здравоохранения СССР для эвакуации. В эту зону попали 76 населенных пунктов на Украине и 50 в Беларуси, эвакуация из которых проводилась в несколько этапов.

Всего к концу августа 1986 года из 188 населенных пунктов Беларуси, России и Украины было эвакуировано около 116 000 человек. Одновременно из 30-километровой зоны ЧАЭС было вывезено 60 тысяч голов крупного рогатого скота и других сельскохозяйственных животных.

В целом, несмотря на ряд проблем, связанных с отсутствием предварительно разработанных планов эвакуации большого количества людей экстренная эвакуация населения в тот период прошла в сжатые сроки и достаточно организованно.

Население городов Припять и Чернобыль было обеспечено жильем в городах Украины, преимущественно в Киеве и Чернигове, 1040 семей было эвакуировано за пределы Украины: в Молдавию, Прибалтику, Российскую Федерацию.

Йодная профилактика в г. Припять начала проводиться с утра 26 апреля 1986 г. В других населенных пунктах она была существенно задержана, но в целом йодная профилактика проведена для 5 млн. человек, в том числе 1,6 млн. детей.

Практически полное неиспользование такой эффективной защитной меры как укрытие, задержка широкого использования йодной профилактики вызваны в основном режимом секретности вокруг всех проблем Чернобыльской аварии. Это исключало широкое оповещение население об опасности облучения, связанного с выбросами радионуклидов и привело к дополнительному облучению населения.

Однако необходимо отметить что, тем не менее, основная задача краткосрочного периода оценки и реагирования на аварию была решена - среди населения были только единичные случаи детерминистских эффектов облучения. По критерию внешнего облучения, эвакуация была сделана своевременно, а по критерию облучения щитовидной железы - с опозданием. Этот факт послужил основанием к коррекции национальных планов аварийного реагирования.

Практическое отсутствие детерминистских эффектов облучения, прежде всего, связано с тем, что первый выброс был направлен в малонаселенную область, а не на г. Припять с 50000 населением. Кроме того, высота выброса достигала 3000 м, что привело к загрязнению большей территории, но с меньшей плотностью загрязнения.

 

Долгосрочные меры по защите населения

На этом этапе основная задача минимизировать дозы облучения населения и персонала за период 50-70 лет.

Контрмеры по уменьшению внешнего облучения. В ранний послеаварийный период, когда еще было много короткоживущих гамма-излучателей, в наиболее загрязненных территориях проводился большой объем работ по уменьшению доз внешнего облучения. Это переселение, снятие верхнего слоя почв наиболее загрязненных территорий в местах наиболее частого пребывания людей, дезактивация зданий, замена загрязненных крыш и конструкций, асфальтирование дорог и т.д.

Наиболее эффективной по критерию уменьшения дозы облучения была дезактивация школьных территорий (снятие верхнего слоя почв, твердого покрытия игровых площадок, дезактивация зданий с использованием поверхностно-активных веществ и т.д.), которая привела (по данным прямых измерений) к уменьшению мощности дозы внешнего облучения для детей, проводящих много времени в этих местах, в среднем, на 30%.

Аналогичный комплекс работ, проводимый в сельских населенных пунктах с целью уменьшения доз внешнего облучения, не дал достоверных значений уменьшения дозы облучения по результатам прямых измерений. Теоретические расчеты подтвердили, что суммарная эффективность работ по критерию уменьшения дозы внешнего облучения ниже 10% (на период 1989 года). В последующее периоды времени, когда основным источником внешнего облучения стал 137Сs, дезактивация территорий по критерию уменьшения дозы внешнего облучения еще менее эффективна.

В условиях города наиболее широко применяемыми мероприятиями по уменьшению доз внешнего облучения в 1986 году было: ежедневное мытье дорог, тротуаров и дворовых площадок с твердым покрытием (по г. Киев это составляло площадь около 25 км2);

Многие реализованные контрмеры (например, вывоз листьев, ликвидация пятен с высоким уровнем загрязнения и т.д.) могут быть отнесены к высокоэффективным по критерию уменьшения чувства беспокойства у населения. Опыт Чернобыля показал, что степень целесообразности тех или иных действий не всегда должна базироваться только на величине предотвращенной дозы.

Контрмеры по уменьшению доз внутреннего облучения. Более 50% дозы внутреннего облучения на загрязненных территориях Украины определяется содержанием радиоцезия в молоке. Поэтому замена местного молока и остальных продуктов питания на “чистые” обеспечила существенное уменьшение доз внутреннего облучения.

Оценка дозовой эффективности ограничения потребления продуктов питания местного производства была проведена на примере Дубровицкого района Ривненской области (54 населенных пункта, оценки проводились для взрослого населения общей численностью около 50 тыс. человек).

Для расчета доз использовалась информация о плотности загрязнения территорий 137Cs, модель внутреннего облучения с учетом содержания радиоцезия в продуктах местного производства (ситуация без контрмер) и модель по реальным результатам измерений содержания радиоцезия в теле жителей этого региона.

Значения коллективных доз за 1991 год показали, что "ожидаемая" (без контрмер) коллективная доза внутреннего облучения должна была быть 2.5 чел.-Зв, а "реальная" коллективная доза составила 0.21 чел.-Зв. Поэтому ограничение потребления продуктов питания местного производства и другие контрмеры приводят к уменьшению до 11 раз дозы внутреннего облучения.

 Переселение. Первый этап переселения начался летом 1986 года, когда была уточнена радиационная обстановка в районе Чернобыля. Тогда было дополнительно эвакуировано около 3 тыс. человек из 15 населенных пунктов. Основной этап переселения начался после проведения комплексного мониторинга загрязненных территорий и оценки ожидаемых эффективных доз облучения за счет потребления местных продуктов питания, в основном мяса и молока. Правительством были приняты ряд нормативных документов по защите населения в связи с аварией и переселением в “чистые” районы с полной денежной компенсацией оставляемых построек и с предоставлением жилья за счет государства.

Планирование отселения производилось по критерию эффективной дозы за год (Dэфф * 5 мЗв). Эта доза была определена по упрощенной методике, что привело к большому значению коэффициента консервативности при определении значений годовых эффективных доз облучения жителей конкретных населенных пунктов.

Оценка дозовой эффективности отселения проведена в Украине на примере для двух областей: Ривненская (44 населенных пункта, которые по планам подлежат отселению) и Житомирская (37 населенных пунктов). Расчет доз для этих населенных пунктов был произведен по результатам прямых измерений.

Реальная коллективная доза для этих населенных пунктов за период от 1986 по 1991 год (без учета дозы облучения щитовидной железы) составила 1970 чел.-Зв. Предотвращаемая (avertable) доза за счет отселения в 1991 году для этих населенных пунктов составит 630 чел.-Зв. Отношение коллективной дозы за 70 лет к коллективной дозе за период 1986 - 1991 гг. (2600/1970 чел.-Зв) дает значение дозовой эффективности отселения, которая составляет 1,3.

В некоторых случаях после переселения на “чистые” территории суммарная доза не уменьшается, а увеличивается в несколько раз в сравнении с величиной предотвращенной аварийной дозы за счет дополнительного облучения источниками природной радиоактивности. Выбор мест переселения не всегда был оптимальным.

HOME

Chernobyl web site

Radiation Hazard

 

History

Radionuclide release

On 26 April 1986, the most serious accident in the history of the nuclear industry occurred at Unit 4 of the Chernobyl nuclear power plant in the former Ukrainian Republic of the Union of Soviet Socialist Republics, near the present borders of Belarus, the Russian Federation and Ukraine. The reactor was destroyed and, over the ensuing 9 days or so, large quantities of radioactive material were released into the environment.

The total activity of all the radioactive matter released in the accident is today estimated to have been around 1.2 x 1019 Bq, including some 7 x 1018 Bq due to noble gases. About 3% of the used fuel in the reactor at the time of the accident as well as up to 100% of noble gases and 20-60% of the volatile radionuclides were released. This current estimate of activity of the matter at the time of its release is higher than the estimate advanced in 1986 by the authorities of the former USSR, compiled by calculating the activity of the matter deposited within the countries of the former USSR on 6 May 1986.

The radionuclide composition of the matter released in the accident was complex. The radioactive isotopes of iodine and caesium are of the greatest radiological significance: the iodines, with their short radioactive half-lives, had the greater radiological impact in the short term; the caesiums and strontiums, with half-lives of the order of tens of years, have the greater radiological impact in the long term. The estimates for the activity of the amounts of the key radionuclides released are as follows: 131I: ~1.3 - 1.8 x 1018 Bq; 134Cs: ~0.05 x 1018 Bq; 137Cs: ~0.09 x 1018 Bq. These values correspond to about 50-60% of the 131I in the reactor core at the time of the accident and about 20-60% of the two radioactive isotopes of caesium .

The radioactive matter released into the atmosphere was widely dispersed and eventually deposited onto the ground surface. It was measurable over practically the entire northern hemisphere. Most of the material was deposited in the region around the plant site, with wide variations in deposition density. The areas of the surrounding territories of Belarus, Russia and Ukraine in which activity levels of 137Cs in excess of 37 kBq/m2 were measured were estimated at 46,500 km2, 57,000 km2 and 41,800 km2 respectively.

 

Chronology of the accident

The initial state of the unit just before the accident at 01:23 on 26.04.1986 was as follows: power: 200 MW (thermal output), operating reactivity capacity of 8 manually controlled rods. Neither the output power of the reactor nor any other parameters of the reactor installation demanded any intervention by personnel or automatic devices during the period from when tests began to the pressing of the reactor emergency close down button AZ-5 (at 01:23:40 am).

The movement of the rods associated with emergency protection and manual control, initiated by the AZ-5 command, caused significant deformations of the power production field. The local increase of power production after the AZ-5 button was pressed was such that, during about 5 seconds, total power production of the reactor increased by several tens of times compared to the initial level.

This caused the destruction of the reactor unit and the discharge of radionuclides from the core. The loss of cooling of remnants in the core caused the spent fuel to ignite on account of the residual energy production, priming a further release of radionuclides.

It was established that the core was completely destroyed, with parts of the wreckage located within the destroyed reactor installations and others thrown onto the roofs of neighbouring buildings while pieces of the ventilation pipe were scattered about the surrounding area. Owing to the residual energy production and burning of the graphite blocks, the temperature of the spent fuel exceeded 2,000oC. This resulted in the active fuel dispersion and blow-out of radionuclides with convection air flows reaching a height of 3,000 m.

 

The main cause of the accident

The main cause of the Chernobyl accident lay in the coincidence of severe deficiencies in the design of the reactor and of the shutdown system and the violation of procedures. The lack of “safety culture” in the responsible organizations of the Soviet Union resulted in an inability to remedy such design weaknesses, even though they had been known of before the accident.

In addition to those features of direct relevance to the causes of the accident, the original design of plants with RBMK reactors (Soviet light water cooled graphite moderated reactors) had further deficiencies. In particular, the original design of the first generation of RBMK reactors falls short of present safety objectives. Remaining deficiencies, such as the partial containment, require further attention.

 

Initial response

Emergency measures had to be taken to bring the release of radioactive material under control, to deal with the debris from the reactor, and subsequently to construct a confinement structure, the so-called `sarcophagus', which was completed in November 1986, to contain the remains of the reactor core.

In order to reduce this blow-out and eliminate the possibility of the self-sustained chain fission reaction (SCFR) occurring, about 5,000 tonnes of different materials were dropped by helicopters into the reactor ruins:

2,400 tonnes of lead (to cool the fuel),

40 tonnes of boron carbide (to prevent SCFR occurrence),

800 tonnes of dolomite (to generate carbon dioxide),

1,800 tonnes of sand and clay (to filter radioactive blow-out).

Moreover, water was channelled through the remainder of the emergency cooling system to cool the core.

The other problem requiring an urgent response was preventing the reactor support plate from burning through and molten material falling into the premises under the rector, which were assumed to be full of radioactive water. For this purpose, a tunnel was built under the destroyed reactor, the water was pumped out and an emergency cooling system of the reactor support plate by liquid nitrogen was created.

After this, the surrounding area was partially cleaned up and by November 1986 the unique Sarcophagus structure was built to help restore partial control over the accident source.

 The response to the accident was carried out by a large number of ad hoc workers, including operators of the plant, emergency volunteers such as fire-fighters, and military personnel, as well as many non-professional personnel. All these people became known by the Russian term likvidator. About 200,000 `liquidators' worked in the region of Chernobyl during the period 1986?1987, when radiation exposures were highest. They were among some 600,000 to 800,000 persons who were registered as involved in activities relating to alleviating the consequences of the accident. This includes persons who participated in the cleanup after the accident (including cleaning up around the reactor, construction of the sarcophagus, decontamination, road building, and destruction and burial of contaminated buildings, forests and equipment), as well as many other general personnel who worked in the territories designated as `contaminated’ and who generally received low doses.

The measures implemented to contain the accident helped to reduce releases from the destroyed reactor but none the less release activity was 1,2.1019 Bq (300 ĚCi), which resulted in the contamination of a huge territory inhabited by more than 7 million people.

 

Urgent Measures for protecting the population

The preliminary decision to evacuate the town of Pripyat, which is located less than 3 km from the ChNPP, was taken on the afternoon of 26 April 1986, when the dose rate in some parts of the town reached several mSv/hour. By 9 pm on 26 April 1986, 1,350 buses, 2 railway trains and 3 motor ships were brought into the Chernobyl district (12 km from the town of Pripyat). At 10 pm the USSR Ministry of Public Health decided that the emergency evacuation of the town was necessary. By standing idle for half a day 12-15 km from the powerful source of the radioactive blow-out, the city buses became contaminated and contaminated the city of Kyiv after their return there. The organised evacuation of the town of Pripyat and the Yanov railway station (49,360 and 254 people respectively), including about 17,000 children and 80 bed-bound patients, was carried out on 27 April 1986, between 2 pm and 5 pm.

On the basis of data received from an aerial survey, mobile radiological laboratories and radiometric prospecting towards the beginning of May, the radiation situation was estimated at a distance of 1,000 km around the NPP. Accordingly, evacuation from the neighbouring zones began on 2 May and finished on 7 May. The decision to evacuate was taken for the residential areas within the limits of the isopleth of 0.05 mSv/hour, where estimated exposure doses during the first year after the accident could exceed 0.1 Sv, the value established by the USSR Ministry of Public Health for evacuation. This zone included 76 inhabited areas in Ukraine and 50 in Belarus, evacuation from which was accomplished in several stages .

Altogether, about 116,000 people from 188 settlements in Ukraine and Belarus were evacuated by the end of August 1986. At the same time, 60,000 cattle and other farm animals were removed from the 30-km zone of the ChNPP.

A so-called `exclusion zone’ was established, which included territories with the highest dose rates, to which public access was prohibited. This exclusion was continued in the independent successor countries of Belarus and Ukraine after the dissolution of the Soviet Union. The exclusion zone covers in total 4300 km2.

On the whole, despite a number of problems linked to the absence of prior planning for the evacuation of a large number of people, the emergency evacuation was carried out within a tight deadline and in a fairly organised manner.

The populations of the towns of Pripyat and Chernobyl were housed in other Ukrainian towns, mostly in Kyiv and Chernigov, while 1,040 families were evacuated outside Ukraine: to Moldova, Russia and the Baltic republics.

Iodine prophylactics in the town of Pripyat began on the morning of 26 April 1986. It was significantly delayed in the other residential areas but, in total, iodine prophylactics were dispensed to 5 million people, including 1.6 million children.

The almost complete failure to use such an effective protective measure as sheltering and a delay in widely applying iodine prophylactics were mainly due to the secrecy shrouding all the problems of the Chernobyl accident. This excluded wide general public information about the danger of exposure linked to the radionuclide blow-out and caused additional exposure of the population.

However it should be noted that the main purpose of the short-term phase of accident assessment and response was fulfilled: there were only isolated instances of deterministic effects of exposure among the population. From the criteria of external exposure, evacuation was implemented in time, while it was late in terms of thyroid exposure. This fact has served as a basis for correcting national accident response plans.

The virtual absence of deterministic effects of exposure is connected above all with the fact that the first release hit a sparsely populated area and not the town of Pripyat with 50,000 people. Besides this, the height of release was up to 3,000 m, resulting in the contamination of a large area but with a lower contamination density.

 

Long-term measures for protection of the population

 The main task of the long-term measures for protection of the population is to minimise the population and personnel exposure doses for a period of 50-70 years.

Countermeasures for reducing external exposure. At the early post-accident period, when there were still many short-lived gamma-emitters, a great deal of work was carried out to reduce external doses in the most contaminated areas. This work included: resettlement, removal of the top layer of soil in the most contaminated areas in the most heavily frequented places, clean-up of buildings, replacement of contaminated roofs and constructions, asphalting of the roads etc.

One of the most effective measure according to the criterion of the exposure dose reduction was the clean-up of school areas (removal of the top layer of soil, hard-paving of playgrounds, clean-up of buildings using surface-active agents etc.), which led (according to the direct measurements data) to an average drop of 30% in the external exposure dose for children, who spend a great deal of time in these places.

A similar set of projects, carried out in rural settlements with the aim of reducing external exposure doses, did not give true values of exposure dose reduction according to the results of direct measurements. Theoretical calculation confirmed that the total effectiveness of work in terms of the external exposure dose reduction criterion is less than 10% (for 1989). In subsequent periods of time, when the main sources of external exposure became 137Ńs, the clean-up of areas, in terms of the external exposure dose reduction criterion is still less effective.

In urban conditions, the most widely used measures to reduce external exposure doses in 1986 was daily washing of the roads, pavements, and yard areas with hard pavement (in the city of Kyiv these areas amounted to 25 km2);

Many of the countermeasures implemented (for example, removal of leaves, elimination of the spots with high contamination levels etc.) could be considered as highly effective in terms of reducing public anxiety. The experience of Chernobyl showed that assessment of the expediency of different responses should not always be based on the value of the prevented dose.

Countermeasures for reducing internal exposure doses. More than 50% of the internal exposure dose in the contaminated areas of Ukraine is determined by the radioactive caesium content of milk. That is why replacement of local milk and other food products with "clean" products secured a significant decrease of the internal exposure doses.

Resettlement. The first phase of resettlement began in summer 1986, when the radiation situation in the Chernobyl area was specified. At that time a further 3,000 people or so were resettled from 15 residential areas. The main phase of resettlement began after complex monitoring of the contaminated areas and estimation of the expected effective exposure doses through use of local food products, mainly meat and milk. The Government adopted a number of regulatory documents on population protection linked to the accident and resettlement to "clean" areas with full pecuniary compensation for the buildings abandoned and the provision of housing at the expense of the government.

Resettlement in other areas was planned according to effective dose per year
(Deff > 5 mSv). This dose was defined using a simplified method, which attached substantial significance to the conservative coefficient when calculating the yearly effective exposure dose received by the inhabitants of specific localities.

The dose-related effectiveness of moving people out of two regions - Rivno (44 localities whose inhabitants are scheduled for resettlement) and Zhitomir (37 localities) - was studied in Ukraine. Doses were calculated using the results of direct measurements.

The actual collective dose for these residential areas (excluding thyroid gland dose) amounted to 1970 man-Sv from 1986 to 1991. The avertable dose due to the relocation in 1991 will amount to 630 man-Sv for these residential areas. The ratio of the collective dose for 70 years to the collective dose for 1986-1991 (2500/1970 man-Sv) gives a value of dose effectiveness of relocation equal to 1.3.

In some cases of resettlement to the "clean" areas, the total dose did not decrease, but increased through additional exposure from sources of natural radioactivity, by several times as compared to the value of the avertible dose. The choice of resettlement destinations was not optimal in all cases.

Restrictions on the use of locally produced foodstuffs. The dose efficiency of this countermeasure was assessed using the example of the Dubrovitskiy region of the Rivne oblast (54 localities, with assessments calculated for the adult population totalling about 50,000 people).

Doses were calculated using information concerning areas' 137Cs contamination density, a model of internal exposure taking into account the radiocaesium content of locally produced foodstuffs (situation without countermeasures) and a model of real results of radiocaesium measurements in the bodies of the region's inhabitants.

Collective dose values for 1991 showed that the "expected" (without countermeasures) collective dose of internal exposure had to be 2.5 man-Sv and the "real" collective dose 0.21 man-Sv. Therefore restrictions on the use of locally produced foodstuffs and other countermeasures lead to an 11-fold reduction in internal exposure doses.

HOME

Chernobyl web site

Radiation Hazard